«НЕ ПОРА ЛИ К ЛОГОПЕДУ»
«Соседский мальчик уже четко произносит «Р», а наш все еще говорит «лыба»,- замечает однажды мама и ведет ребенка к логопеду. Когда малышу нужна помощь этого специалиста? Почему одни дети легко перенимают взрослую речь, а другие чуть не до свадьбы картавят?
«Лыба» говорить разрешается.
До 4,5 лет неправильное произнесение звуков нормально для ребенка. До этого возраста еще идет формирование звукового строя речи, и малыши как бы пробуют разные варианты звукопроизношения. К 4 годам все обычно самостоятельно выправляется.
А если нет? В конце концов, неумение четко произносить «р» или «ш» - не самая большая беда в жизни. Даже логопеды иногда высказывают «крамольную» мысль: ну и пусть не выговаривает, - если только вы не пророчите своему ребенку карьеру политика или актера и если «лыба» не вызвана неврологическими проблемами.
К сожалению, последний вариант встречается все чаще. И тут уже плохая дикция грозит обернуться трудностями при письме и чтении, а значит, и проблемами в школе. Если у вас именно этот случай, без помощи логопеда не обойтись.
Не теряйте гласные!
Чем старше ребенок, тем сложнее исправить его произношение, а после 14 лет это становится практически невозможно. Так что если вы вовремя не спохватились, добиться совершенной речи у подростка будет трудно. Насторожиться и заподозрить, что с речью ребенка не все в порядке, следует при таких ошибках.
Малыш взаимозаменяем звуки. Одно дело, если вместо «шапка» он говорит «Фапка» или как-то по-другому искажает слово, - это лишь неумение выговаривать звук «ш». И совсем другое, если он не только говорит «сапка» вместо «шапка», но и «шобака» вместо «собака». Значит он не «слышит», не различает звуки «с» и «ш», а потому взаимозаменяем их. Такие ошибки сами собой не исправляются. Поэтому не ждите, когда малыш подрастет: даже если ему 2 года и он только заговорил, ведите его к логопеду. Ребенок проглатывает слоги или, наоборот, добавляет лишние. И в 2, и даже в 3 года позволяется и коверкать слова почти до неузнаваемости, но и в «авторской версии» слово должно состоять из правильного количества слогов. Та же «шапка» может быть «шака», «сапа», «пака», но не «шап» или «шапака».
Дети могут опускать или добавлять согласные, но не гласные. Ведь гласные - это основа слова, ритмика. И нарушение слоговых структур - сигнал, что ребенок не слышит ритма слова. При нормальном развитии эта функция формируется к 2-2,5 годам. Ребенку больше 3.5 лет; но он говорит вяло, как бы прожевывая слова.
Придется, обращается к логопеду за специальными упражнениями, как и в случае, если он говорит в нос. Такой «прононс» не всегда связан с разросшимися аденоидами. Приставьте зеркальце к носу ребенка и пусть, он что-нибудь скажет. От дыхания зеркальце может слегка запотеть, но если оно запотеет сильно, значит, струя воздуха идет через нос, а ведь наша речь предполагает ротовое дыхание при произнесении всех звуков, кроме «м» и «н».
Кто припас словарный запас?
Логопед не только ставит звуки: он проверяет общее развитие ребенка, смотрит, какой у малыша словарный запас, хорошая ли слуховая память, умеет ли он грамотно строить предложения, видоизменять слова, пользоваться предлогами.
К 6 годам ребенок должен знать все многообразие посуды, а также мебели, одежды и прочих бытовых предметов. К сожалению, сегодня без пяти минут первоклассник может впервые от логопеда услышать такие слова, как «дуршлаг» или «сарафан». Хорошо когда в семье есть бабушка, которая и сказку прочитает, и переключит боевик на отечественный мультик. Но даже чрезмерно занятые папы и мамы могут выкроить минуты для разговора с малышом. Просто пока вы варите борщ, меняете колесо в машине, работаете на компьютере, поясняйте ему, что вы делаете.
Если новые слова запоминаются с трудом, если ребенок не в состоянии выучить ни одного стихотворения, - это тоже повод обратиться к логопеду. 3 года - возраст почемучек. Но дети, которые плохо запоминают, мало интересуются происходящим вокруг них, редко задают вопросы и обычно тут же забывают ответы. Нелюбознательность ребенка - тревожный симптом. Речевая патология тесно связана с неврологическими проблемами, и плохая память может быть вызвана неврологическими заболеваниями, которые возникли из-за осложненной беременности или тяжелых родов. К 5 годам ребенок должен правильно согласовывать слова в роде числе и падеже. Он должен уметь образовывать и видоизменять слова, составлять предложения, правильно пользоваться предлогами и не путать их. Перед школой надо уже четко знать, где «право», где «лево, что такое «вчера» и что такое «завтра». Незнание подобных вещей говорит о том, что у ребенка нарушено зрительное и временное восприятие. И не бойтесь идти к логопеду при малейших сомнениях. Всем детям перед школой полезно посетить этого специалиста. Он посмотрит, соответствует ли развитие ребенка возрасту и подскажет, на что надо обратить внимание и как заниматься с малышом в преддверии школы.
Учимся рассказывать
Развивая связную монологическую речь, важно научить ребенка пересказывать короткие литературные тексты (сказки и рассказы). Он пересказывает знакомые сказки с несложным сюжетом ("Репка", "Колобок", "Курочка Ряба"). При этом вырабатывается умение слушать литературное произведение, отвечать на вопросы взрослых, включать в рассказ взрослого отдельные слова и предложения, как бы помогая ему. Так малыш подводится к самостоятельному воспроизведению литературного произведения.
Ребенок четвертого года жизни почти дословно запоминает тексты народных сказок, усваивает последовательность действий.
Учить малышей пересказу хорошо помогает так называемый отраженный пересказ. Ребенок включается в рассказ взрослого, повторяя слово или целое предложение. "Жили-были дед и..." - "Баба" - "Была у них..." - "Курочка Ряба". Затем можно переходить к пересказу по вопросам: "Кого встретил колобок?" - "Зайчика" - "Какую песенку он ему спел?.."
После того как малыш овладел пересказом сказки, можно предложить ему пересказать маленькие рассказы с несложной фабулой. Хороший образец - лаконичные рассказы Л.Н.Толстого для детей.
А как помогают овладеть умением пересказывать разные зрелища - кукольный театр, мультфильмы! Они эмоционально настраивают ребенка, развивают желание передать свои впечатления в рассказе.
Подводятся дети и к рассказыванию по картине. Они учатся правильно отвечать на вопросы взрослого, а в дальнейшем начинают свободно и полно высказываться по содержанию картины.
Очень любят малыши рассматривать игрушки. Именно это скорее другого побуждает их к высказыванию.
Сначала взрослый предлагает ребенку внимательно рассмотреть игрушку. Первые вопросы направлены на характерные особенности внешнего вида предмета (форма, цвет, величина). Более старшим детям (пятого года жизни) можно предложить сравнить две игрушки. Взрослый учит детей, например, описывать и сравнивать кукол, называя наиболее характерные их признаки, и следит, чтобы дети высказывались законченными предложениями.
Прежде, чем сравнивать, малышу придется внимательно рассмотреть обеих кукол: как они одеты, какие у них волосы, глаза, а затем уже отметить, чем они похожи и чем различаются.
Овладел малыш описанием отдельных игрушек - переходите к составлению небольших сюжетных рассказов. Предложите ему несколько игрушек, позволяющих наметить простую сюжетную линию: девочка, корзинка, грибок; девочка, елочка, ежик и т.п. Пусть ребенок подумает, что могло произойти с девочкой в лесу, кого она встретила, что принесла домой в корзинке. Взрослый может для образца придумать свой рассказ, а затем предложить ребенку придумать рассказ самому. И не беда, если ребенок сначала просто повторит за вами ваш рассказ - он упражняется в рассказывании. Постепенно уводите детей от подражания, предлагайте придумать самостоятельный рассказ.
Дети пятого года жизни уже могут рассказать о некоторых событиях из личного опыта. Взрослый побуждает ребенка вспомнить, как ходили в гости, на праздник елки, что он видел интересного на прогулке в лесу.
Перед ребенком четко ставится задача: "Расскажи, что ты видел на празднике". Здесь можно использовать образец: "Сначала послушай, что я видел на празднике елки, а потом ты будешь рассказывать". Рассказ взрослого должен быть близок детскому опыту, четко построен, иметь ясный конец; язык рассказа должен быть живым и эмоциональным.
Постепенно дети отучаются от копирования образца и подходят к самостоятельному творческому рассказыванию, обучение которому начинается уже после 5 лет.
|