Организация работы по адаптации детей к ДОУ
Поступление ребенка в детский сад — это событие, требующее особого внимания со стороны педагогов дошкольного учреждения и родителей. Детский организм не сразу привыкает к новым социальным условиям. Зачастую этот процесс сопровождается изменением поведенческих реакций, расстройством сна, аппетита. Поскольку адаптивные возможности дошкольника не безграничны, резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям и замедлению темпа психофизического развития.
В зависимости от длительности адаптационного периода различают три степени приспособления ребенка к детскому саду: легкую (1 — 16 дней), среднюю (16 —32 дня), тяжелую (32 —64 дня). Подробнее ›››
Для обеспечения оптимального течения адаптации важен постепенный переход ребенка из семьи в дошкольное учреждение и индивидуальный подход со стороны специалистов детского сада. Во время первой встречи родители знакомятся со стандартными рекомендациями по подготовке ребенка к посещению детского сада. Подробнее ›››
Осуществляется предварительное знакомство с дошкольниками и их родителями, ставятся прогнозы возможного течения адаптации по результатам анкетирования и диагностики, выявляются дети группы "риска". Родители знакомятся с характеристикой возрастных возможностей и показателями развития детей раннего возраста. Проводится обязательное анкетирование по теме: "Портрет моего ребенка" . Необходимо нацелить родителей на адекватную оценку поведенческих реакций собственного ребёнка при заполнении анкет, так как это позволит воспитателю подобрать эффективные методы и приёмы работы с ребёнком для снятия психологического напряжения. На этом этапе важно распознать особенности адаптационного периода каждого ребенка и факторы, от которых зависит его течение.
После оформления медицинских документов не рекомендуется приводить ребенка в детский сад на целый день. В первые дни пребывание в течение 1—2 ч. в незнакомой обстановке уже для него является достаточно большой нагрузкой. Лучше согласовать время с воспитателем и приходить с ребенком в часы прогулок или в вечернее время, когда часть детей уже ушли домой и воспитатель может больше уделять ему внимания.
Перечень консультаций для родителей по организации адаптационного периода:
"Игры с детьми в адаптационный период"
"Как найти подход к протестующему ребёнку"
"Какие игрушки необходимы детям"
"Переход с подгузников на трусики: когда и как?"
Дети, у которых в соответствии с возрастом сформированы и навыки общения, и культурно-гигиенические, быстро и безболезненно привыкают к условиям общественного дошкольного воспитания, успешно развиваются умственно и нравственно, растут крепкими и здоровыми.